– Господь создал каждого человека индивидуальным и неповторимым. Однако осознание своей неповторимости часто становится причиной непомерной гордости в человеке …
 
– Мы созданы Богом неповторимыми не для того, чтобы мы этим гордились, а для того, чтобы мы имели свойство быть сотворцами, чтобы мы могли соработничать с благодатью Бога, все устрояющей. Если человек не индивидуален, то он и не имеет личного разума и личной воли, но раз человек индивидуален внутри себя, то он имеет право, данное от Бога, изъявлять свою личную волю. Мы мним о себе высоко, мы свою данную от Бога волю для сотворчества с Ним используем не для того, а для утверждения собственного эго. Мы употребляем дар Божий не на то, на что он нам от Бога предназначен.
 
– Что дает человеку вера?
 
– Вера – это ключ к освобождению: сначала вера зарождается, затем утверждается и укрепляется. Вера дает надежду, упование, то есть мы начинаем доверять Богу через веру, через опыт веры, через жизнь в  вере.  Мы начинаем не просто верить, что Он есть, что Он благ, что Он добр, мы начинаем доверять Ему, потому что опытно познали, потому что благодать в нашем сердце открыла нам эту тайну благости Божией, и мы начинаем доверять Богу искренне, бесконечно.
 
– Доверие и надежда – как правильно трактовать эти понятия?
 
– Мы трактуем надежду, как перекладывание своих чаяний на Бога. А доверие Богу – это есть правильная надежда, когда ты не сомневаешься ни в чем, то есть – что Бог благ, что Бог человека любит, что Бог милостив. И когда у тебя нет сомнений, от веры через доверие Богу рождается преданность – любовь к Богу, Ему бесконечная верность. Получается, что вера, надежда, любовь дают нам вот это восхождение к Богу через познание Его в вере, надежде и прихождении к любви.
 
– Существуют ли какие-то определенные этапы на пути Богопознания?
 
– Как говорят  Святые Отцы, есть три пути: сначала ты изучаешь веру как раб, боящийся наказаний, который пытается уклониться от скорбных обстоятельств жизни, чтобы не получить усугубление своей трудной судьбы. Затем эта трусость проходит, потому что ты испытал эту милость Божию, ты испытал это человеколюбие, какие-то чудодейственные моменты, которые в твоей жизни были. Тогда ты уже доверяешь Богу, у тебя не возникает сомнений, что Он о тебе заботится, что Он тебя любит, что Он отзывается, и тогда ты начинаешь что-то делать в этой жизни, потому что ожидаешь от Бога какой-то благодарности, как наемник; ты надеешься на Бога, как на Того, Кто тебя кормит, поит, одевает, покрывает и поэтому ты трудишься Бога ради, чтобы быть накормленным, напоенным, покрытым.

Но это потребительское отношение со временем перерастает в бескорыстное через восхищение Божественной Любовью, через проникновение благодати в сердце. Человек восхищается этой Божественной Любовью, и корыстные истоки, которые были в нем изначально, пересыхают, и у человека перестает в отношении с Богом быть какая-то корысть и утверждается только лишь безраздельное  желание отблагодарить Бога за Его благодеяния.

Видя свое недостоинство и свое несовершенство, человек перерастает от потребительского отношения к желанию быть Богу преданным, потому что такой любви, такой благости, величины такого добра человек еще нигде не встречал, не чувствовал, не понимал. И когда человек понимает это, то рождается та самая преданность, которая делает человека сыном Божиим, по благодати усыновленным. И тогда человек, усыновленный Богу, уже как правильно любящий Отца сын, никогда Его не предает вот в этом смысле и никогда с Ним не разделяется, не расстается.

<<< 1 2 3 4 5 >>>



 
ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье