толкования » vel_post » В чем суть поста, для чего надо поститься?

В чем суть поста, для чего надо поститься?

На вопросы отвечает иерей Олег (Гадиров)

1 Пост необходим человеку потому, что исполняемое человеком в посте является вседневной нормой, если говорить о духовной жизни. Говоря проще, пост позволяет обрести навык духовного делания, которое подобает иметь человеку - христианину во всей жизни. Пост - это некий опыт обретения свободы от страстей, греховных привычек, зависимостей, которые властвуют над человеком. Во время поста человек, внимая себе, своим мыслям, чувствам, желаниям, словам, предохраняя разум, сердце и душу от проникновения в них греха, который может лишить человека единства с Богом, одновременно может лучше познать свои слабости, увидеть несовершенство и греховное устроение и приложить усилия, чтобы с помощью Божией преодолеть преграды на пути к Богу, врачуя свою душу покаянием и воздержанием. Пост призывает человека к внимательной и ответственной жизни, прививая памятование о том, что мы постоянно находимся пред пристальным взором Божиим, что реалистичное, беспрелестное знание своего духовного состояния, своего падения и поврежденности позволяет не умалять покаянного чувства, без которого не возможно ни возвращение в единство с Богом, ни пребывания в этом Богообщении. Пост напоминает человеку о том крестном пути, который совершил ради нашего спасения Господь и о той Бесценной Жертве, которую Он принес для рода человеческого. Памятование о том, что жизнь человеческая коротка и быстротечна, о предстоящем каждому человеку переходе в вечность, воспитывает ответственность и внимательную бережливость по отношению ко всему в этой земной жизни. Пространные в молитвах богослужения, чтение Священного Писания, святоотеческих трудов и наставлений, домашние правила помогают обрести молитвенный опыт, опыт богомыслия, без которого невозможна духовная жизнь. В общем, пост как спасительное делание необходим каждому человеку, искренне стремящемуся к жизни с Богом, в исполнение Его святых заповедей, в стремлении ответить Богу взаимностью на Его любовь.

2 В ветхозаветный период Священной истории прообразами Четыредесятницы были 40-дневные посты пророков Моисея (Исх.34:28) и Илии (3Цар.19:8). В Церкви Четыредесятница установлена в воспоминание 40-дневного поста Господа нашего Спасителя (Мф.4:2; Лк.4:2). Иисус Христос (сорок дней … ничего не ел в эти дни) не только освятил пост Личным примером, но и повелел поститься ученикам Своим (Мф.17:21; Лк.5:33-35).

3 В пост стоит воздерживаться в первую очередь от того, к чему человек имеет особые пристрастия и привязанности, потому как известно - "Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб" (2 Петра 2:19) , и “Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Матф. 6:21). Особое внимание необходимо обратить на обретение способности обходиться без этих греховных привязанностей, заменяя их на доброе делание, приносящее пользу и человеку, и окружающим.
 
4 К началу Великого поста нужно готовиться внимательным изучением его смысла и пользы для души человеческой, с предварительным ознакомлением с особенностями церковных служб и с особо значимыми моментами Великопостного периода.
 
5 Для тех, кто впервые приступает к Великому Посту, необходимо, кроме выше сказанного, соизмерить степень своего гастрономического поста и духовного делания со священником. Для новоначальных подбирается такое содержание поста, которое им будет под силу. Сразу, без опыта приступать к стогому посту не разумно.
 
6 Особенности постовых богослужений состоят в увеличении продолжительности служб, которые насыщены чтениями молитв, паремий, Священного Писания и носят покаянное значение и наполненность. Присовокупляется покаянная молитва прп. Ефрема Сирина и другие молитвы с великими поклонами. Литургии, на которых причащаются Святых Христовых Таин, совершаются не ежедневно, а в среду, пятницу, субботу и воскресение. Кроме этого, в четверг пятой седмицы (Четверток Великого канона), понедельник шестой седмицы, на Благовещение Пресвятой Богородицы, понедельник, вторник и четверг Страстной седмицы. В среду, пятницу и четверг пятой недели, понедельник, вторник Страстной седмицы совершается Литургия Преждеосвященных Даров, на которой причащаемся Дарами, освященными на Литургии в Воскресение, потому и такое название - Преждеосвященные. Литургия Преждеосвященных Даров, конечно не в теперешнем своем виде, возникла в Антиохии в конце V — начале VI в., а в середине VI века была принята Константинополем, откуда и распространилась по всей Вселенской Церкви. Свт. Григорий Двоеслов, папа Римский (VI в.) упорядочил этот чин, возможно что-то добавив (что именно — не известно), и установил ее совершение в Римской Церкви. Поэтому именно он поминается в заключительных словах (отпусте) этой Литургии. Совершение Преждеосвященной Литургии в дни Святой Четыредесятницы утверждено, чтобы не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии и вместе с тем не лишать верующих таинственного общения с Господом. Во время Литургии Преждеосвященных Даров верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде — на предыдущей полной литургии по чину свт. Василия Великого или свт. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце на Престоле. Таким образом, во все будние дни Великого поста Литургия Преждеосвященных Даров совершается в присутствии на Престоле Святых Даров, в которых невидимо присутствует Сам Христос Бог. Это Присутствие придает богослужению особую торжественность, несмотря на его строгость, обилие покаянных молитв и земных поклонов. На Литургии Преждеосвященных Даров принято причащаться взрослым, младенцы за этой Литургией не причащаются, маленькие детки могут причаститься в субботу, воскресение, на праздник Благовещения и в Великий Четверг.

В этом Великом посте только две родительские субботы - на второй (15 марта) и четвертой (29 марта) неделе из-за совпадения субботы третьей недели 22 марта с днем памяти 40 Севастийских мучеников.

7 Для младенцев поста не бывает, а для отроков так же, как и для новоначальных христиан, необходимо избирать такую форму поста, которая не повредит их здоровью, а главное - вере. Этот вопрос лучше индивидуально обсудить со священником на приходе.




 



 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье