Публикации » publikasii_1510 » Kак Иисус Христос помогает нам на пути в Царство Небесное

Как Иисус Христос помогает нам на пути в Царство Небесное


/.../ Иисус Христос сказал, что “Дух Святой дышит, где хочет, и глас Его слышишь, но не знаешь, откуда приходит и куда уходит.” Это значит, что человек способен ощущать прикосновение Духа Святого к сердцу, но не может предугадать времени, когда это произойдет. Так, например, из книги Деяний мы видим, что святые Апостолы и христиане получали дары Святого Духа всегда неожиданно для себя. Он сходит на просящих не моментально, как только кто-либо захочет, но когда Ему как Богу угодно. Следовательно, никто не смеет предсказывать, когда и какие благодатные дары он получит, и вообще получит ли он что-нибудь, потому что кто дерзнет считать себя достойным! Благодать Духа Святого — это дар Его бесконечной милости! Дары же раздаются именно тогда, когда угодно раздающему, и только то, что угодно благодетелю. Он установил в Церкви благодатные средства для раздаяния верующим Своих даров — это Священные Таинства и богослужения Церкви. Поэтому весьма ошибаются неправославные христиане, когда утверждают, что они могут всегда, когда им захочется получить Духа Святого известными приемами (употребляемыми, кстати, также на спиритических сеансах и в языческих мистериях); а те из них, которые придумывают эти приемы и дерзают употреблять их, не только не получат благодатных даров, но совершат страшный грех против Духа Святого.
 
Всякий, намеревающийся просить у Духа Святого благодатных даров, должен знать, что дары эти предназначены для тех только, кто правильно веруют. Действительно, Господь сначала просветил Апостолов истинным учением, а потому уже преподал им Духа Святого. Подобным образом и Апостолы не сразу давали новокрещеным благодатные дары, но лишь после известного срока испытания и утверждения в истинной вере. По этой причине Господь назвал Духа Святого Духом Истины, а Церковь, это благодатное общество верующих, должна быть “столпом и утверждением истины.”
 
Итак, когда человек принял веру Христову во всей ее чистоте, смиренно и послушно, без всяких поправок или оговорок, то вот средства, которые Господь дал ему к получению даров Духа Святого:
 
1. Чистота сердца и целомудрие.
 
2. Смирение.
 
3. Слушание гласа Божия.
 
4. Молитва.
 
5. Самоотверженность.
 
6. Чтение Священного Писания.
 
7. Таинства Церкви и в особенности Святое Причащение.
 
Чтобы получить дары Святого Духа, надо, прежде всего, очистить сердце от грехов, самолюбия и гордости. Дух Святой всегда и со всех сторон окружает нас; Он желает наполнить нас, но зло, гнездящееся в нас, наподобие стены, преграждает Ему путь. Всякий грех удаляет Духа Святого, но особенно противны Ему телесная нечистота и гордость. Поэтому если мы хотим, чтобы Дух Святой, Которого мы получили при Крещении, не отдалялся от нас, или если мы удалили Его от себя греховной жизнью и хотим, чтобы Он вернулся к нам, то мы должны:
 
1. Очистить себя покаянием, а после покаяния избегать греховных мыслей и желаний. Ввиду ужасной распущенности современного общества, христианину надо всячески беречь себя от всего, оскверняющего душу, а тело свое не допускать до блуда. Ведь наше тело предназначено быть храмом Духа Святого. Когда человек чист внутренне и внешне, тогда Дух Святой вселяется в него. При целомудрии единственное, что может воспрепятствовать Духу Святому пребывать в человеке, это, если он кичится своей праведностью и рассчитывает на дары Духа Святого как должную награду. Если же ты по несчастью осквернил себя плотским грехом, то перестань грешить и покайся. С сокрушенным сердцем сожалей, что ты оскорблял Бога, своего любящего Отца, и начни жить с большей осмотрительностью. Тогда и ты можешь получить Духа Святого.
 
2. Одно из надежнейших средств к привлечению Духа Святого — это смирение. Хотя бы ты был человек честный, добрый, справедливый и милостивый — словом, хотя бы ты сочетал в себе многие добродетели, все же продолжай считать себя негодным рабом Божиим и ничтожным орудием Его. Действительно, если мы внимательнее рассмотрим свои добрые дела, то увидим, что ни одно из них не безупречно полностью. Как часто, например, при подаче милостыни или оказания помощи ближним мы примешивали к этому тщеславные мысли, огорчение, самолюбие, осуждение и другие недобрые чувства. Конечно, доброе дело всегда остается добрым, и ты продолжай делать и умножать добрые дела. Ведь золото, даже неочищенное, имеет какую-то цену. Стоит лишь дать его в руки опытному мастеру, и оно получит свою полную цену. Так и ты доверь свои добрые дела Небесному Мастеру, и Он сделает их ценными.
 
Поэтому если хочешь, чтобы твои добродетели были угодны Богу, не хвались ими. Ты не мастер, а лишь подмастерье. Искусство дает цену золоту, а добродетелям дает цену чистая и бескорыстная христианская любовь, которая приходит от Духа Святого. Все, что сделано без христианской любви, т.е. без Духа Святого, не есть еще полноценная добродетель. И потому человек, не имеющий в себе Духа Святого, при всех своих добродетелях остается нищ и жалок.
 
Кроме сознания своего недостоинства, смирение заключается еще в том, чтобы с терпением и безропотно переносить разные жизненные скорби и несчастья, считая их заслуженными и посылаемыми нам на пользу. Не говори: “Как я несчастен!” Но говори: “Я заслужил еще и большее наказание за свои грехи!” И не столько проси Бога избавить тебя от бедствий, сколько о том, чтобы дал тебе терпение и силы переносить их.
 
3. Духа Святого можно получить, внимая голосу Божию. Господь говорит с нами и внутренним голосом совести и внешними жизненными обстоятельствами. Очень важно развить в себе чуткость, чтобы внятнее слышать все, что Бог внушает нам. Он как самый любящий Отец заботится о тебе. Он ежедневно зовет тебя к Себе, предостерегает и вразумляет. Так, например: печален ли ты, обидел ли кто тебя, случилось ли с тобой несчастье, или ты болен — в этом ты можешь слышать голос Божий, призывающий тебя покаяться и стать лучше. Во время скорбей вместо того, чтобы искать помощи у людей или развлекать себя разными забавами, обратись к Богу и у Него одного проси помощи.
 
Или, допустим, что ты благоденствуешь, живешь в достатке и все у тебя складывается удачно. Это тоже голос Божий. Здесь Господь призывает тебя быть милостивым к нуждающимся, как Он милостив к тебе. Грешно и опасно быть глухим к голосу Божию: не каяться и не исправляться во время скорбей, или не благодарить Бога и не помогать другим в периоды успеха. Еще губительнее поступать вопреки тому, к чему Господь ведет нас: роптать и озлобляться в трудных обстоятельствах, или забывать Бога и жить лишь для удовольствия в благоприятных условиях. Тогда может получиться, что Бог после повторных вразумлений, отвернется от нас как от упрямых детей и допускает нам делать все, что нам вздумается. Тогда страсти легко овладеют нами, наш ум и совесть помрачатся, и мы можем дойти то того, что и самые свои ужасные грехи начнем оправдывать как неизбежную слабость человеческой природы. Чтобы избежать такого падения, необходимо научиться прислушиваться к голосу Божию и следовать тому, что он внушает нам.
 
4. Духа Святого можно получить молитвой. Молитва — это самое простое, надежное и доступное всем средство к получению Духа Святого. Так как человек состоит из души и тела, то и молитва может быть внутренней и внешней. Главное в молитве это сосредоточенность и искренность, что достигается внутренним усилием. Однако и тело не должно оставаться безучастным: оно может и должно помогать душе молиться. Молитве содействуют благоприятные внешние условия: уединение и тишина, иконы с горящей лампадой, поклоны, воздевание рук, чтение молитв вслух, а когда человек в храме: церковная живопись и архитектура, стройное негромкое пение, благолепное богослужение и т.д.
 
Сосредоточиться на молитве и обратить свое сердце к Богу — это немалый труд. Для этого необходимо регулярно уделять молитве известное время (например, утром и вечером), нужны постоянство и терпение. Надо постоянно бороться со спешкой, рассеянностью, холодностью, неискренностью; надо стараться, чтобы сердце согрелось любовью к Богу. Требуется много старания, чтобы научиться правильно молиться, и, как мы знаем, святые люди учились искусству молитвы всю жизнь. При этом одних личных усилий недостаточно. Чтобы молитва была горячей и исходила из глубины сердца, необходима помощь Духа Святого. Только Он дает совершенную молитву.
 
Искренная молитва всегда приносит сердцу утешение и умиротворение. Это хорошо знали святые, которые по целым дням и ночам стояли на молитве и в сладостном восторге переставали замечать время. Здесь они удостаивались самого близкого и живого озарения от Духа Святого. Поэтому и ты молись, несмотря на то, что по твоей греховности и неумению, твоя молитва по началу будет несовершенна. Молись прилежно и с усердием, приучай себя к искренней беседе с Богом. Так мало-помалу и ты научишься молиться и начнешь чувствовать сладостное утешение. И если проявишь постоянство в молитвенном труде, то Дух Святой пожалеет тебя и начнет обитать в тебе.
 
Священное Писание учит: “Непрестанно молитесь.” Возможно ли это для людей, живущих в миру? Если все время молиться, то как же исполнять прочие свои обязанности? Совет непрерывно молиться относится не к внешней, а к внутренней молитве. При желании возможно внутренне обращаться к Богу не только в уединении, но и среди различных занятий. Не находит времени молиться только тот, кто не хочет молиться.
 
Содействуют молитве пост и дела милосердия. Некто из святых советовал: “Если хочешь, чтобы молитва твоя долетела к Богу, то дай ей два крыла: пост и милостыню.”
 
5. Что такое пост и почему он нужен? Пост — это добровольное ограничение себя в пище, питии и удовольствиях. Цель поста усмирить и облегчить тело, сделать его послушным душе. Пресыщенная плоть требует неги и покоя, располагает к лени, препятствует мыслям о Боге. Она, подобно разнузданной прислуге, восстает против своего господина — души и хочет властвовать над ней. Во время поста, надо ограничивать качество пищи (т.е. не вкушать молочной и мясной пищи, избегать услаждение гортани), а также — количество пищи, довольствуясь минимальной потребностью тела. При этом надо обуздывать и разные греховные пожелания плоти. Тогда пост твой будет истинный.
 
Постясь внешне, надо поститься и внутренне: удерживать свой язык от греховных и праздных разговоров, умерять свои желания и гнев, гнать от себя недобрые мысли и мечтания. Опыт показывает, что нет ничего труднее, как останавливать блуждание мыслей и направлять свой ум на богомыслие и молитву. Это подобно усмирению диких лошадей, которые долго и упорно буйствуют под своим наездником.
 
Недуховный человек даже не подозревает насколько трудно контролировать свои мысли. Занимаясь лишь житейскими делами, он считает, что мысли его всегда заняты полезным делом. Если же он начнет стремиться к духовному образу жизни и постарается размышлять на духовные темы, тут его мысли станут мутиться. Здесь нечто подобное воде мелкого озера. Если не волновать его поверхности, то оно останется чистым, если же потеребить его, то ил, поднявшийся со дна, сделает воду в озере мутной. Подобным образом и на дне нашего сердца находятся разные страсти, которые, как ил, затмевают душу, когда человек начинает выявлять их и бороться с ними. Святые отцы объясняют, что дьявол непременно старается возмутить душу недобрыми мыслями и чувствами, чтобы этим смутить человека, желающего спастись, и отвести его от доброго намерения. Но ты не поддавайся его козням и не сходи с пути спасения. При этом полезно знать, что человеку невозможно одновременно размышлять о двух предметах. Если занимать свой ум добрыми размышлениями (например, чтением духовных книг или изучением какого-либо полезного предмета), то дурные мысли не смогут задерживаться в уме. Поэтому побольше читай Священное Писание и душеполезные книги; вдохновляемый ими, размышляй на духовные темы, молись и проси Бога озарить тебя. Тогда Дух Святой, видя твое старание, вселится в тебя и очистит твое сердце.
 
Любовь непременно обнаруживает себя в делах милосердия. К делам милосердия относится: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, посетить больного или заключенного в темнице и помочь ему, приютить бездомного, позаботиться о сироте — и подобные занятия. Все это надо делать из желания помочь ближнему, без хвастовства или ожидания благодарности. Спаситель учит, что при добром деле надо стараться, чтобы “левая рука не знала, что делает правая. Тогда Отец Небесный, видящий тайное, воздаст тебе явно.”
 
6. Духа Святого можно получить благоговейным чтением Священного Писания. Будучи словом Божиим, оно содержит в себе сокровища духовного света и мудрости. Священное Писание есть одно из величайших благодеяний Божиих, которым может воспользоваться всякий, кто только хочет. Спасительные истины изложены в нем в такой доступной форме, что их способен понять даже самый простой и неискушенный в науках человек. Из церковной истории и житий святых известно множество случаев, когда самые простые люди, изучая Писание, умудрялись, становились благочестивыми и получали обильные дары Духа Святого. Были, конечно, и такие, даже из ученых, которые, читая Писание, заблудились и впали в ересь. Разница была в том, что одни читали Писание в простоте сердца, ища в нем духовного руководства, а другие подходили к нему с мирской пытливостью и силились проникнуть в сокровенное. Думая, что они все понимают, они впадали в гордость и становились лжеучителями. Знай, что небесную мудрость не может вместить наш малый человеческий разум. Но Бог умудряет людей с чистым и добрым сердцем. Он дает им понять то, что служит к их пользе и пользе тех, кто общается с ними. Поэтому, когда читаешь Священное Писание, отложи всякое мирское мудрствование, покорись слову и воле Того, Кто говорит тебе чрез Священное Писание, и проси Иисуса Христа умудрить тебя во спасение.
 
Кроме Священного Писания, существует много книг полезных для христианина: творения святых отцов, жития святых, душеполезные рассказы, проповеди, богословские сочинения православных авторов. Из доступных тебе книг читай те, которые основаны на Священном Писании и согласны с учением Православной Церкви. Остальных же остерегайся, как отравленных духовным ядом.
 
7. Относительно Причащения Иисус Христос сказал: “Ядущий Мое тело и пьющий кровь Мою во Мне пребывает, и Я в нем. Он имеет в себе жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.” Таким образом, человек, причащающийся Тела и Крови Христовой, таинственно соединяется с Ним и приобщается к Его божественной жизни. Поэтому к Причащению надо приступать с верой, очистив душу покаянием, с сознанием своего недостоинства и с надеждой на милость Божию. Принимая Христа в свое сердце, верующий принимает и Святого Духа и Отца Небесного, потому что Бог един и неразделен. Так верующий удостаивается быть живым храмом единого Бога, в Троице поклоняемого. Кто же причащается недостойно, т.е. с нечистой душой, с сердцем, исполненным злобы, корысти или других страстей, тот не только не получает Святого Духа, но становится подобным Иуде- предателю.
 
Христиане первых веков, сознавая всю важность и пользу Святых Тайн, каждое воскресенье причащались. Несомненно по этой причине у них было, как повествует книга Деяний Святых Апостолов, как бы одно сердце и одна душа. Но, Боже мой, какая разница между ними и нами! Сколько среди нас таких, которые редко и иногда по несколько лет не причащаются, и как много таких, которые без приготовления и без страха Божия подходят к чаше!
 
Итак, ради своего спасения старайтесь почаще, не реже раза в год, приобщаться Святых Тайн. Тело и Кровь Христова есть истинное лекарство от всех душевных и телесных недугов. А кто из нас совершенно здоров? Кто не хотел бы получить помощи и облегчения? Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа есть пища, укрепляющая нас на пути в Царство Небесное. Возможно ли совершить дальний и трудный путь без всякого подкрепления? Тело и Кровь Иисуса Христа есть святыня, данная нам Самим Иисусом Христом для нашего освящения. И кто откажется быть участником такой Святыни? Поэтому не ленитесь приступать к Чаше жизни, но приступайте к ней со страхом Божиим и верою. А кто пренебрегает этим, тот не любит Иисуса Христа и не получит Духа Святого, а, следовательно, не войдет в Царство Небесное. 
 
Итак, вот средства для получения Святого Духа: чистота сердца и непорочная жизнь, смирение, внимание голосу Божию, молитва, сопровождаемая постом и милостыней, чтение слова Божия и причащение Тела и Крови Христовой. Конечно, каждое из этих средств действительно к получению Духа Святого, но лучше всего прибегать ко всем этим спасительным средствам. К сказанному надо добавить, что если кто из удостоившихся получить Духа Святого падет по какой-нибудь причине и согрешит, и тем отдалит от себя Духа Святого, тот пусть не отчаивается и не думает, что он безвозвратно лишился благодати, но пусть поскорее припадет к Богу с глубоким покаянием и молитвой, и всемилостивый Дух Святой опять возвратится к нему.
 
Святитель Иннокентий Московский


 
 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье