Публикации » publikasii_1412 » О том, чтобы не быть ленивым и не унывать, но всегда – день и ночь – усердствовать и заботиться о себе

О том, чтобы не быть ленивым и не унывать, но всегда – день и ночь – усердствовать и заботиться о себе

1. Усердствуй, человече, усердствуй к Бо­гу – день и ночь, – вопий днем и ночью, имей о себе непрестанное попечение: ныне ты имеешь время, ныне имеешь час, иного потом иметь не будешь, если бы и восхотел. Не теряй тщетно времени, данного тебе на стяжание вечных благ, ибо время мало, а дел без числа. Торжище расходится – купля пре­трудная: заботься, трезвись, имей непрестан­ное попечение о том, чтобы не оказаться на­гим в день страшного суда. Нынче то сделай, завтра другое, и таким образом никогда от дела не отставай – никогда не будь празд­ным. Вспоминай, как страдают, как трудятся, как заботятся о временной славе, о тленном богатстве, о вещах суетных. Как же ты не за­ботишься, как не усердствуешь о стяжании вечных благ, но ленишься и почиваешь? Го­ворю тебе: усердствуй, трудись, заботься, по­ка имеешь время, пока есть час – да не погу­бишь вотще времени, данного тебе для стя­жания жизни вечной.

2. Ты на пути века сего – иди же; ты на весеннем льду – не будь беспечен; ты на бра­ни мира сего – борись; ты на временном тор­жище – покупай. Смотри, чтобы не возвра­титься тебе в вечный дом свой нагим – ничего не имеющим. Видишь, что другие непре­станно отсюда отходят – скоро и ты пой­дешь, непрестанно умирают – и ты скоро ум­решь, но не знаешь в какое время, в какой час – ныне или завтра, утром или вечером, в полдень или в полночь, потому никогда не будь «безбоязнен». Не малая предстоит тебе вещь, но великая, не временная, но вечная. Итак, подвизайся усердно, не ленись, не уны­вай; предстоит тебе подвиг, предстоит тебе победа; Подвигоположник смотрит, венцы готовы, ожидает почесть, слава и непремен­ное наслаждение. Лики ангелов, архангелов и всех небесных сил «зрят» и дивятся; соборы всех святых ожидают с сильным желанием, надеясь принять тебя.

3. Имей, человече, теплое усердие ко Гос­поду, не ленись, чтобы все у тебя было спешно и радостно, чтобы все было желательно и лю­бимо. Ты ленишься и унываешь, потому что не любишь всем сердцем своим Господа, ибо не любящим Господа путь, ведущий в жизнь вечную, кажется тесным и прискорбным. Если же кто истинно возлюбит Его, тот никакого труда в этом не будет иметь, но все ему будет радостно и желательно. Святые, истинно и крепко возлюбившие Бога, всякий труд счи­тали нетрудным, печаль – беспечальною, скорбь – нескорбною. Некоторые, распалив­шись Божественною любовию, не могли и во время сна утолить своего стремления к Богу, так же как и самую пищу и питие презирали; не могли насытиться Его пресвятым именем, пречистыми Его Божественными словами. Так разожгли души свои Божественною лю­бовию, что забывали, в теле ли они или вне тела? И с радостию – ради Христа – предава­ли себя на смерть. Так некоторые воспламеня­лись Божественною любовию, что, как в чу­жих телах, подвизались в посте, молитве и бдении, ради сильной любви к Богу предава­ли себя на раны и убиение и не ощущали бо­ли, ибо ради любимого все любимо и жела­тельно. А нам, не любящим истинно Господа своего, потому именно, что не любим, и не­трудное дело кажется трудным, и нетяжкое – тяжким, и удобное – неудобным. Возлюбим же Господа истинно – и все у нас будет спеш­но и желательно, все у нас будет радостно, лю­безно и удобно: «любящему Бога, вся поспе­шествуют во благое», – говорит апостол (Рим.8:28).

4. Восходи – день ото дня – на высшие ступени: преуспевай в добродетелях и подви­гах; не ленись, не предавайся нечестию, не давай себе покоя, не давай ослабления, не да­вай опочивания. Ибо настоящее время не есть время покоя и почивания, но время по­двига и тщания. Бесы не почивают, но бодр­ствуют и непрестанно уготовляют сети и те­нета на всех путях твоего шествования: наблюдают, высматривают твою кончину, ожи­дают разлучения твоего от плоти, различно ухищряются, желая положить тебе препятст­вие и поймать тебя чем-либо, чтобы ты не ус­кользнул от сетей их. Не думай, что в веке сем есть мир и покой: тут – борьба и ратование. Потому всегда бодрствуй и не предавайся беспечности. Успокоишься тогда, когда побе­дишь, когда освободишься от сетей вражес­ких, когда, наполнив свою душу пресвятою любовию к Богу, соединишься с Ним.

5. Вспоминай, сколько люди ради тлен­ных и мимотекущих вещей страдают и утруж­даются, ночей недосыпают, никогда не дают себе покоя – в купечестве, в художничестве, в хлебопашестве, в войнах, в морском плава­нии, в путешествиях в дальние страны и дру­гих различных попечениях и трудах! А ты ра­ди вечных и бессмертных благ и мало не хо­чешь потрудиться, но ленишься и делаешься нечувствительным. Но воспряни, трезвись и заботься о себе. Зачем ленишься? Зачем оста­ешься не чувствующим ничего? Зачем празд­но проводишь время свое? Или ты уже окон­чил все? Или уже победил? Или уже пребыва­ешь свободным от брани? Или уже соединил­ся с Богом? Внимай себе: что ты делаешь? Что покупаешь на торжище жизни? Торжище рас­ходится; солнце наклоняется к вечеру; при дверях ожидает суд; приходит жатва; жизнь твоя день от дня приходит к концу. Что же ты сидишь праздным? Что волнуешься в суете? Кто, спящий или сидящий, во время сеяния, во время жатвы собирает плоды? Кто снима­ет виноград, им не насажденный? Плоды суть достояние тех, кои трудились, а честь и венцы тех, кои победили, как говорит некто.



 
6. Зачем не вопиешь усердно к Богу, от Которого весь ты зависишь? Почему сидишь без дела? Почему не собираешь «добра», пока есть время, пока есть час? Придет безвреме­ние, когда не возможешь делать. Время твое, как один день. Вопий к Богу, трезвись, тру­дись, покупай, делай, собирай, жни, пока есть жатва, пока стоит погожее время, пока не на­ступила ночь, пока не придет зима, во время которой, хотя и пожелал бы ты что-нибудь сделать, не возможешь. Кто, ленясь и не забо­тясь, снискивает временное богатство? Кто из нерадящих и беспечных пользуется честию и славою? Кто, ничего не делая, получает мзду? Никто. Если же сие временное не дается не­старающемуся, незаботящемуся, тем более не дастся таковым пребывающее вечно.
 
7. Век твой скончавается, смерть близ те­бя, гроб и суд готовы, бесы ждут не дождутся; что же ты сидишь праздным? Что посмева­ешься над суетою и пребываешь яко бы бес­смертный? Воспрянь, воспрянь, отрезвись, открой очи, отверзи слух, раскрой память, приди в чувство, посмотри на солнце, посмо­три на луну, посмотри на небесные стихии: они непрестанно идут, показывая на умале­ние твоей жизни, никогда не отдыхают, «не опочивают». Что же ты ленишься? Для чего всегда отдыхаешь, «опочиваешь»? Вспомни, как святые трудились, какую ревность и усердие имели к Богу! Вспомни, какие подвиги и дела они показали – подвизались будто в чужих телах, презрели славу, богатство, телесную сласть; презрели плоть и самое здоровие свое; ничего в мире сем не возлюбили; ниче­го не предпочитали любви Христовой… Что же ты так холоден и уныл? Но воспрянь, вос­прянь и имей о себе непрестанное попечение: не днесь только усердствуй, но и завтра не пе­реставай, не днесь только бодрствуй, но и за­втра не ленись; всегда равно бодрствуй, все­гда равно трезвись и никогда не давай себе покоя – да сподобишься жизни вечной.

8. Усердно спеши ко Христу, ни на чем временном не останавливайся – со тщанием иди вслед Его. Видишь, что мир сей оболь­стителен и превратен. Видишь, что ничего в нем нет постоянного и неизменного, но все, как в сонном мечтании, переменяется: ныне тишина, а завтра смущение; ныне радость, а завтра плач; ныне веселие, а завтра скорбь; ныне здоровие, а завтра недуг, ныне жизнь, а завтра смерть. Ничто здесь не постоянно, все переменчиво. Каждый день приносит с собою изменение. Если ныне ты радостен, то наутро ожидай печали: если ныне ты здоров, назавт­ра ожидай болезни. Если ныне жив, то завтра ожидай смерти. Не всегда будешь в таком по­ложении, в каком находишься ныне, но на всякий день ожидай внезапного изменения. Потому усердно иди ко Христу, ибо в одном только этом неизменная тишина и вечный покой; в одном только этом непременная радость и присносущное наслаждение – и больше нигде, ибо везде суета, прелесть, ложь и непостоянство.

9. Будь всегда готов, как в путь, имей об этом непрестанное попечение. Не прилежно ли готовится тот, кто хочет идти в далекий – временный – путь? Не приготовляет ли нуж­ного тот, кто идет что-либо земное покупать? А ты не готовишься к отходу в путь неизбеж­ный – на торжище вечное?! Зачем в этом ле­нишься и унываешь? Это – действие твоего окаменения. Идя к бессмертию, ленишься! Шествуя к вечной славе, унываешь! Поспе­шая к присносущному наслаждению, сету­ешь! Кто ленится, идя на земное пиршество? Кто скорбит, имея получить честь и славу ми­ра сего? Кто опасается, желая принять вре­менное богатство? Никто. Но все возбужда­ются, все усердно о сем заботятся и старают­ся. А так как оное суетно и кратковременно, ты всегда усердствуй в деле Божием. Не скор­би и не унывай, а веселись и не смущайся, по­тому что за малый труд предстоит тебе вели­кое и вечное воздаяние.

10. Итак, готовься, человече, – непре­станно готовься к сретению небесного Жени­ха, пресладкого Господа Иисуса, – чтобы воз­мог ты сретить Его с горящим светильником сердца твоего и теплою душою. Одно только это останется с тобою навеки. Всегда возжи­гай светильник сердца твоего. Наблюдай, что­бы он в тебе не угас и не оставил тебя во тьме нечувствия и лености. Блюди, чтобы не затво­рились тебе двери милосердия Господня и не остался бы ты вне чертога Христова. Готовься к принятию внутрь себя Господа славы. Рас­крой сердце свое, расшири душу свою – при­ми Стоящего при дверях сердца твоего, непре­станно толкущего в душу твою и говорящего: «Се стою при дверях и толку, аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери сердца, вниду к не­му, и вечеряю с ним, и той со Мною», – говорит Господь (Откр.3:20), Которому слава и честь да будет ны­не, и присно, и во веки веков, аминь.

Святитель Дмитрий Ростовский

 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье