Публикации » Публикации » Старец Кодрат (1859-1940). Часть 1. Житие

Старец Кодрат (1859-1940). Часть 1. Житие

Кириак (такое имя было дано будущему подвижнику в Таинстве Крещения) родился в малоазийской1 Вриуле в семье торговца лесом, поставляемого в том числе и со Святой Горы Афон. Мальчик с детства слышал много рассказов об этом Уделе Божией Матери, благоговел перед ним и мечтал стать святогорским монахом.

Решение Кириака оставить родительский дом расстроило его мать. Отец юноши, который был более духовным человеком, утешал свою супругу следующими словами: «Что ты плачешь? Разве твой сын хочет стать вором? Убийцей? Злодеем? Пропойцей? Нет. Он хочет стать монахом! Посвятить свою молодость Христу, а не диаволу. Радоваться следует, а не горевать!».
Каракал
 
Кириак прибыл на Афон в двадцатилетнем возрасте и поселился в общежительном монастыре Каракал. В 1882 году по окончании трёхлетнего испытания он был пострижен в монахи. С самого начала он отличался строгостью по отношению к себе, умеренностью и беспрекословным послушанием. Кодрат с готовностью и радостью исполнял любые работы по монастырю.

Долгое время отец Кодрат был келарем Каракала и регулярно ездил в Константинополь закупать пшеницу. В 1914 году братия избрала его игуменом монастыря.

Бог удостоил отца Кодрата многими природными и духовными дарами, за которые его уважали и оккупировавшие Афон иноверцы – французы, англичане и турки. Последние с почтением называли батюшку «Кодрат афенди2». Опытность и ум отца Кодрата спасали его монастырь от грабежа и притеснения.Он превосходно знал турецкий язык и стал заступником для многих мирян искавших у него поддержки.

Отец Кодрат знал, что труд смиряет и освящает тело и душу. И показывал всем пример трудолюбия.

«Истинного пастыря укажет любовь; ибо из любви предал Себя на распятие Великий Пастырь», - эти слова из «Лествицы» словно сказаны об отце Кодрате.Все его труды, заботы и действенная любовь день за днём и с утра до вечера принадлежали другим.Спал он урывками, и проводил в своей аскетической келье лишь несколько часов в сутки. Но и в это время к нему могли прийти без предупреждения, чтобы разрешить свои духовные вопросы или испросить на что-либо благословение.

По словам иеромонаха Афанасия Ивирита (+1973): «Отец Кодрат был настоящим рыбаком. Он с неподражаемым мастерством уловлял человеческие души. Его сетью было благочестие. Удочкой – Божественное просвещение. Насадкой – любовь».

Ничто не приносило игумену такую радость как молитва. Если он не был занят на каком-то послушании, то молился по чёткам или читал какую-то духовную книгу. Его нельзя было застать проводящим время в праздности. Отец Кодрат стремился укрепить своих послушников в их ежедневной брани из источников мудрости святых Отцов. И практиковал после чтения первого часа по окончании утрени чтения из катехизиса преподобного Феодора Студита.

В канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста 1932 года в расположенном рядом с Афоном городе Иерисос произошло сильное землетрясение, потрясавшее и Святую Гору. Монахи Каракала уже пели стихиры, когда оно началось. Отец Кодрат тут же благословил прервать службу, и всем молиться по чёткам: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас грешных», и никому не покидать храм. После довольно долгих молитв по чёткам он благословил продолжить всенощную по уставу.

Вера отца Кодрата в силу молитвы была глубокой и непоколебимой. Он стремился к тому, чтобы спасительное имя Иисуса Христа всегда было на устах и в сердцах его духовных чад. Старец часто говорил: «Именем Иисусовым посрами врагов своих. Имя Иисусово да сольется с дыханием твоим».

После дневной трапезы, игумен Кодрат не отправлялся отдыхать в свою келью, а садился где-нибудь во дворе обители, опирался на свою тросточку и творил молитву. Если его спрашивали, что он делает, старец смиренно отвечал:

- Вот, сел немного подремать.

- Но как же ты заснёшь сидя? Почему не идёшь спать к себе в келью?

- Пастух должен всегда бодрствовать, чадо мое. И когда его клонит в сон – он немножко подремлет облокотившись на свой посох. Волк поджидает. Надо быть настороже.

Отец Кодрат стремился, чтобы жизнь в Каракале была устроена в соответствии со святоотеческим преданием. Он не принимал роскоши, празднословия, обмирщения.

Главной целью игумена в общении со всеми было обратить их умы и сердца к светоносному Солнцу Правды, Христу, и соединить их жизни с Его Божественной жизнью, отсекая их волю и пресекая все связи, которые могли бы помешать этому священному союзу. Предаваясь непрестанной молитве и аскетическим трудам, его ученики достигали духовных высот.

Нестяжание отца Кодрата соединялось с постоянной памятью о смерти, нищета – с сознанием тщеты земной жизни. Характерными чертами его души были любовь, сострадание, милосердие и внимание к ближним. Он был очень воздержан в пище. Даже если ему предлагали яблоко – никогда не ел один, а делился с окружающими. Спал батюшка не на кровати, а прямо на полу своей кельи.

Насколько он был строг был строг по отношению к себе, настолько же был мягок, когда принимал исповеди духовных чад.

Слава старца Кодрата распространилась повсюду. Кроме насельников его монастыря, к нему на исповедь в течение многих лет приходили отцы монастыря Филофей, многие отцы из Ивирона и Великой Лавры. Приходило также множество мирян, чтобы его увидеть, получить благословение, исповедаться.

Он ежедневно получал много писем, в которых были исповеди его духовных детей и просьбы наставить их на истинный путь. И столько же душ избавилось, благодаря этим письмам, от тяжкого груза своих грехов.

Множество раз окружающие сталкивались со случаями проявления дара прозорливости отца Кодрата. Приведём один из них.

Однажды, во время Всенощной игумен Кодрат сидел на своём месте, и на какое-то мгновение его одолел сон. Но вдруг он вскочил, и воскликнул: «Отцы, возьмите чётки! Наши братия в море в опасности! Они могут утонуть!» И он первым начал молиться: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй рабов Твоих».

И действительно в это время некоторые из братии подворья в Кассандре находились в опасности. Их парусная лодка едва держалась на бурных морских волнах. Обессиленные они добрались до пристани, но привязать лодку никак не могли, хотя один из братии стоял по грудь в воде. Молитвы отца Кодрата и других отцов придали им силы, и они были спасены.

Вся жизнь отца Кодрата была молитвенным стоянием. Он ничего не решал, ни о чем не думал, ничего не делал без молитвы. Когда старец прикладывался к Святым мощам его глаза всегда наполнялись слезами. Плакал он и во время Божественной Литургии, особенно во время слов: «Всех вас православных христиан да помянет Господь во Царствии Своем».

Отец Кодрат прибыл на Афон в 1879 году, был пострижен в 1882-м и, наконец, почил сном праведника 31 января 1940 года, по своей воле оставив игуменское место 1-го числа того же месяца. Все видели, что он знал о своей кончине, наступившей не от болезни, а от старости, и до последнего момента жизни старец не прекращал руководить отцами и братией.

Источники:
1. Βασιλείου Καρακαλλινού μονάχου, Ιερά Μονή Καρακάλλου, Αγιορείτικη Βιβλιοθήκη 47-48/1939-1940, σ. 383.
2. Χερουβείμ αρχιμ., Κοδράτος Καρακαλληνός, Ωρωπός Αττικής 1986(4).
3. Μοναχού Μωυσέως Αγιορείτου, Μέγα Γεροντικό Εναρέτων Αγιορειτών του Εικοστού Αιώνος, Ιερομόναχος Κοδράτος Καρακαλλινός (1859-1940). Α΄Έκδοση, Σεπτέμβριος 2011, Εκδόσεις Μυγδονία
4. Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση Αγιό Όρος, 2011.
5. Πείρα αγιορείτων πατέρων. 2.
6. Старец Херувим «Современные старцы Горы Афон». М., «Русский Паломник», 2008.
 
источник: Православие

1 В первой половине XX столетия почти все насельники Каракала были родом из Малой Азии.

2 Господин, учитель (тур. – Прим. пер.)
 
 



 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье