Проповеди » prop_2013 » Введение во храм Богородицы

4 декабря 2013 г. Введение во храм Пресвятой Богородицы



 (Продолжительность 17:26)

С праздником, дорогие братья и сестры!
 
Поздравляю вас сердечно с этим знаменательным днем, днем двунадесятым, в который мы с вами празднуем Вхождение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

Об этом Празднике уже много сказано, и каждый год мы, совершая это Празднование, рассказываем о том, какое значение имеет этот день, и исторические события, которые связаны с этим моментом, мы озвучиваем.

Сегодня хотелось бы мне сказать несколько слов о том, какое духовное значение для нас с вами имеет этот Праздник и то, что мы его с вами почитаем и празднуем. Ведь ничего случайного в нашей жизни нет, тем более, в жизни церковной – в жизни, которая установлена святыми апостолами и утверждена Священным Преданием Церкви. Она ничего случайного в себе не носит: каждый день и каждое празднование имеет глубочайший смысл, значение и пользу.

И поэтому, когда мы с вами собираемся под сенью храма, мы собираемся не просто в абстрактную обстановку или с каким-то ощущением непонятного празднования. Но мы должны собираться с вами с пониманием того, что для нас с вами означает этот день.
И вот сегодняшний день говорит нам с вами в своем духовном значении о том, как мы с вами в жизни должны принимать тот опыт, который нам дается в Священном Писании; принимать тот опыт, который проповедан святыми, Самой Матерью Божией, Господом нашим Иисусом Христом данный нам с вами; принимать его, этот опыт, в жизнь свою личную.

Введение во храм Пресвятой Богородицы… Это событие, когда престарелые родители, уже будучи в возрасте, смогли обрести долгожданное Чадо, и по обязательству пред Богом, которое они дали, молясь о даровании им чада, они должны были своего Первенца, свою Дочь, которая у них родилась, посвятить на служение Богу. И вот, спустя три года после того, как появилась на свет Пресвятая Богородица, Ее родители, как и обещали, привели для того, чтобы оставить в храме Божием на вечное служение Богу.

В связи с этим мне бы хотелось поговорить с вами вот о чем: о том, насколько мы` с вами преданы Богу, о том, насколько наша жизнь посвящена служению Богу и храму. Дело в том, что этот Праздник напрямую связан с этим пониманием, с пониманием того, что значит «быть преданным»: родители, которые долгожданное свое Чадо посвящают служению Богу, и Сама Отроковица – Пресвятая Владычица Богородица – посвящает Себя, Свою любовь и Свою жизнь Богу.

Зачем нам это знание, зачем нам с вами этот пример? Для того, чтобы мы просто знали и непонятно чему радовались? Но радоваться нужно понимая, о чем эта радость. Мы радуемся тому великому примеру жертвенности, тому примеру любви, тому примеру посвящения себя на служение Господу и храму Божиему, который всем нам с вами необходимо перенимать в свою собственную жизнь.

Посмотрите, как мы доверяем Матери Божией: как часто мы обращаемся к Ней в своих нуждах, скорбях, заботах, болезнях. Мы ждем от Нее помощи, но почему мы обращаемся именно к Ней? – Потому что мы видим в Ней то совершенство, которое не видим в себе. Мы понимаем, что напрямую обращение к Богу не просто дерзновенно для нас, но и по греховности нашей мы как бы и права особого не имеем этого делать, и потому мы прибегаем к Заступнице Усердной рода христианского – к Той, Которая неустанно ходатайствует за весь род человеческий.

Мы обращаемся к Ней, зная, что Она, будучи человеком на земле, не имела ни одного греха. Вот, говорят, нет человека, который бы на земле пожил и не согрешил. Есть такой Человек, точнее, был на земле, а теперь – на Небесах. Это Пресвятая Владычица Богородица. У Нее не было личного греха. Да, Она, как и любой человек, была склонна к этому, но Своей любовью и преданностью Богу Она преодолела эту склонность настолько, что она не возымела над Ней ни малейшей власти. И это – первый и главный пример для каждого из нас.

Мы тоже призваны пожить праведно, мы тоже призваны преодолеть эту склонность ко греху и, умерщвляя свое рабство греху в Крещении, мы освобождаемся от владения нами сатаною. Но потом в жизни своей мы почему-то добровольно ввергаем себя вновь в его руки.

И вот пример Пресвятой Богородицы говорит нам о том, что человек может – а после Крещения, дав обеты, и должен – посвятить свою жизнь на то, чтобы преодолеть эту греховную зависимость, отторгнуть ее от сердца, и свою изначальную способность быть с Богом, необходимость быть с Богом поставить во главу угла, поставить приоритетным знанием, значением, смыслом своей жизни и через преданность Богу, через служение Ему, через верность Его святым заповедям обрести благодать, которая помогает человеческому сердцу преодолеть эту склонность ко греху. Этот пример нужно носить в своем сердце, в своей памяти.

Она жила на этой земле, Она была Человеком, и Она смогла явить Богу в полноте Свою любовь и преданность. Именно потому за эту святую, чистую, непорочную, абсолютно святую Небесную Любовь и сподобил Ее Вышний благодати стать Матерью Того, Кто спас род человеческий, спас всех нас с вами, Того, Кто даровал нам эту возможность возойти на Небо и обрести вечное единение с Тем, Кто нас сотворил.

Что же еще мы можем вынести из знания об этом Празднике, кроме того, что мы обязаны бороться со грехом, чтобы обрести чистоту и святость? Мы должны понимать, что Она – Пречистая Приснодева, имеющая абсолютную чистоту – чистоту не только телесную, но чистоту душевную, чистоту духовную, чистоту мыслей, святость во всем.

И это говорит нам о том, что человек может и должен быть целомудренным, должен быть чистым, должен быть светлым и, нося Имя Господа нашего Иисуса Христа, являться тем отражением Его Божественной Славы, отражением Его чистоты, отражением и подражанием чистоты Божией Матери.

Это наш долг, и если мы празднуем этот Праздник искренне и от сердца, если мы празднуем его, не заблуждаясь, то и этот момент мы должны в сердце свое положить и носить его до конца дней.

Что еще мы можем вынести из этого дня? Мы можем вынести из этого дня то, что Пресвятая Богородица, единожды войдя в храм Господень, больше уже никогда его не покидала. Мы должны подражать Ей в этом, потому что часто мы посещаем храм только лишь по потребностям своим, и приходим в него для того, чтобы нам` послужили, но никогда не приходим послужить.

И мы можем принять от Нее, от Пречистой, эту способность верности Богу и преданности Ему в служении. И пусть человеку земному невозможно совершенно оставить человеческие повседневные заботы, но они никогда не должны быть главными, никогда не должны подавлять наше духовное начало. И стремление совести человеческой быть в храме, чтобы служить Богу, должно быть нормой для естества нашего.

Неслучайно, братья и сестры, наше с вами присутствие в храме называется богослужением. Так кто же служит Богу в данный момент? Только ли те, кто у престола Божиего? Нет – в храме находящиеся, все пришли послужить Господу. Чем же мы можем Ему послужить? – Чистотой своего сердца, преданностью сердца Богу мы можем послужить. Мы можем на этот короткий период службы Божией оставить земные попечения, отложить их совершенно, и полностью естеством своим человеческим предаться в молитву Богу, служа Ему и телом, и духом. Мы можем принять от Пресвятой Владычицы Богородицы эту неиссякаемую жажду бытия с Богом – то самое, что сделало Ее Пресвятой Богородицей и то, что нас с вами может обо́жить, то, что нас с вами тоже может соединить с Богом. Мы тоже можем носить в своем сердце эту жажду неистребимую, непреодолимую жажду бытия с Богом, мы тоже можем стремиться и хотеть неразрывного пребывания с Ним.

Но от кого это зависит? – Только лишь от нас. И никакие оправдания о том, что многопопечительность земная и суетность бытия отравляют нашу жизнь, здесь неуместны. Здесь единственное, что может мешать – нежелание обрести эту жажду бытия с Богом, непонимание смысла и пользы этого единения с Ним.

Что еще даровано нам  с вами в этом Празднике? – Пример жертвенности, пример самоотвержения ради Бога. Когда люди ради своего обета Богу отдают Ему самое дорогое не потому, что их к этому кто-то обязал, а потому что их совесть не может оставаться спокойной и не исполнить слово, данное Богу.

А мы с вами, принесшие обеты пред Богом в Крещении, так ли ответственно и так ли жертвенно относимся мы к этим словам обетования, которые мы произнесли в Святом Крещении? Так ли мы беззаветно преданы Богу, как родители Пресвятой Владычицы Богородицы? Так ли мы жертвенны? Все ли мы готовы принести Богу, обещанное нами Ему? Или все же, обещав Ему отдать себя, мы пытаемся Его приобрести в собственность? Этот пример должен обличить нашу совесть, должен заставить нас задуматься: а что мы сделали хорошего в этой жизни? Что мы сделали для того, чтобы послужить Богу, Его Святой Церкви? Что мы принесли в храм Божий? Деньги? – Эту грязь? Мы принесли сюда продукты?

Слава Богу и благодарение за то, что вы помните усопших родственников. Но мы не приносим главного – мы не приносим сердец своих Богу в верность, в дар, в служение Ему, хотя обещали, клялись отдать Ему свои сердца навечно.

Вот что говорит нам этот Праздник: чтобы мы, посмотрев вглубь себя, перестали быть нерадивыми, чтобы мы вспомнили о том, кто мы есть на самом деле, и отчего такие беды в мире – оттого, что христиане Христу не верны. Оттого и беды, оттого и скорби, оттого и войны, оттого и жертвы.

И не надо смотреть по сторонам – мы никому не судьи, мы никого не обязаны исправлять, кроме себя самих. Мы можем сделать все, что от нас зависит, чтобы исправить свою жизнь, свои сердце и душу, свои помыслы очистить для того, чтобы уподобиться в служении Матери Божией, тем святым, которых мы почитаем.

Братья и сестры, Вход во храм Пресвятой Владычицы Богородицы – то событие, которое положило начало нашему с вами спасению, то событие, которое дало нам с вами каждому шанс взойти на Небо, несмотря на то, что мы земные.

Неужели мы останемся глухими к призывам Бога и к примерам Матери Божией? Неужели мы так и не увидим, для чего все это было? Для чего были все эти жертвы, для чего были все эти усилия? Для чего все это? – Для того, чтобы мы, наши души были спасены – спасены от зла, спасены от того разврата и от того безбожия, которое сегодня творится на земле.

Мы с вами спасены Богом, но это спасение нужно унаследовать добровольным служением Богу, добровольной преданностью Ему. И каждый из вас может избрать этот путь, следуя по стопам Богородицы, служа Ей, как Она служила Богу, и, тем самым, служа Богу.

Мы сегодня прославляем в очередной раз Ту, Которая дала нам Спасителя, Ту, Которая за нас непрестанно молится и постоянно нам помогает. Доколе мы будем потреблять, братья и сестры? Доколе мы будем получать, ничего не отдавая взамен? Доколе мы оставаться будем духовными младенцами и не будем готовыми возрастать и нести ответственность за то, что мы сами на себя возложили?

Этот Праздник дает нам новое понимание, новый толчок, новый призыв, новые обязательства. И, празднуя сегодня Вход во храм Пресвятой Богородицы, мы с вами празднуем наши с вами возможности, открытые Матерью Божией и Ее Пречистым Сыном для нас.

Мы сегодня празднуем и радуемся о Христе Иисусе, Господе нашем, потому что без всякого пафоса и излишней велеречивости мы должны чувствовать и понимать, что это для нас все – это наша жизнь, без которой смысл нашего земного бытия исчезает, теряется, перестает быть.

Мы сегодня празднуем радость того, что Господь сподобил нас быть христианами, нести по жизни Его Святое Пречистое Имя и возносить молитвы Его Пречистой Матери.

Пусть этот день достучится до наших сердец, пусть Вход Владычицы Богородицы во храм будет совершен входом и в наше сердце – косное, ленивое, нерадивое, светское, мирское.

Пусть благодать, которую совозводит с Собою Матерь Божия, отрезвит и разбудит наши души, даст им возможность не терять драгоценного времени и принести Богу все то, что мы еще способны принести.

С праздником вас, братья и сестры!

Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)
 



 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье