Проповеди » prop_2013 » 12 октября 2013 г. Покровская родительская суббота

12 октября 2013 г. Покровская родительская суббота



 (Продолжительность 8:54)  

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня на Казанской Земле по традиции совершается поминовение усопших накануне Праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Этот день для всех нас с вами имеет огромный смысл и духовное значение. Божией милостью на Русской Земле эта традиция поминать усопших крепко укоренилась. И порой даже люди, оставившие веру и отошедшие от Бога, в родительский день посещают храм, чтобы помянуть своих усопших. Надежда на то, что ими движет любовь, остается в сердцах верующих людей.

Ведь именно любовь является основой того, что мы с вами взываем к Богу о наших с вами покойных сродниках. Дело в том, что любовь вообще является основой христианского бытия и, особенно, молитва. И когда человек взывает в Небо и просит об упокоении души возлюбленного своего сродника, он взывает в любви сердечной и вере к Тому, Кого любит – к Богу Возлюбленному за того взывает, кого любило его сердце при жизни на земле.

И мы с вами можем видеть и определить, как живет любовь долго и не умирает она никогда. И даже если уже человек, которого мы любили, отошел в мир иной, в сердце нашем любовь живет до того, пока живы мы с вами.

И мы, когда приходим поминать наших усопших сродников, именно это чувство –  пусть несовершенное, но все же имеющееся в наших сердцах – движет нами и нашими сердцами на молитву за упокоение сродников наших. И это правильно, потому что иначе и быть не может.

Ведь нет смысла в поминовении усопших только для того, чтобы отвести некую череду или отдать должное. Нет никакого смысла в поминовении усопших, если это совершается в самолюбии – только лишь для того, чтобы успокоить свою самость и жить с ощущением, что сделал все, что должен.

Потому сегодня, наверное, часто совершаются и ошибки, и перекосы в поминании усопших. Потому сегодня так неправильно и неполноценно проводятся поминальные обеды, которые стали традицией, но носят в себе часто чисто языческий характер, не имея ничего общего с молитвой.

Ведь для души усопшего – человека, который перешел в мир иной, который оставил бренное тело и теперь пребывает в недосягаемом для нас мире, не нужна пища телесная. И то, что мы совершаем поминовение усопших за трапезой – это совершается в качестве милостыни. Мы подаем эту милостыню тем, кого хотим попросить молиться вместе с нами об упокоении нашего сродника.

И потому, когда в прежние времена, когда вера была твердой и праведной, собирали поминальный обед, приглашали именно богомольцев для того, чтобы они, вкусив принесенных даров в память об усопшем, совершали в дальнейшем поминовение и молитвы об этом человеке.

Молитвы об усопшем – они важнее всяких земных проявлений, всяких земных трапез и всяких земных поминок, потому что молитвой питается душа. Это единственное, на что она может уповать и надеяться. Ведь невозможно душе вкусить уже пиши земной, пищи телесной.

Мы не представляем с вами, что там происходит – за порогом вечности. Нам не дано видеть и знать досконально, что же происходит с душами тех, за кого мы просим. Но мы просим именно потому, что наша надежда на милосердие Божие часто превосходит наше знание о жизни человеческой.

Мы знаем, что человек не совершенен и в жизни своей совершает много ошибок, проступков, грехов, страстями движимый. Но мы верим также и в то, что милосердию Божиему чужда нелюбовь и чуждо осуждение, чуждо возмездие. И поэтому мы взываем к Богу в надежде на то, что у Его милосердия, у Его человеколюбия найдется повод миловать и прощать.

Поэтому храмы Божии и исполняются людей в родительские дни, поскольку нет больше у нас упования с вами ни на что, как только на Божию милость в отношении наших сродников. К тому же это и нам с вами некий урок, потому что мы, вспоминая усопших, помним о том, что и мы не вечны, что наша смерть – она тоже когда-то наступит. Как бы мы не хотели избежать этого момента, он рано или поздно наступит. И мы, вспоминая наших усопших родственников, невольно можем задуматься и о том, в каком состоянии пребываем мы и готовы ли мы в переход в эту блаженную вечность, и готовы ли мы сегодня предстать перед Богом и дать Ему отчет за то, какими мы были на этой земле.

И всегда ли правильно мы себя видим, всегда ли честны мы с самими собой на свой счет? Или, может быть, в прелести своей или самомнении мы обманули себя и думаем о себе гораздо выше и лучше, чем мы есть на самом деле?

Это будет трагедией, если человек не знает себя по-настоящему и не успел принести покаяния, не успел исправить своей вины.

И вот, когда мы с вами просим об упокоении наших усопших, когда мы приносим милостыню для того, чтобы сделать возможным действенной любовь Божию, мы свое сердце совершаем источником проистекающей Божественной любви в мир. И та милостыня, которую человек совершает, она совершается от избытка сердечного, должна совершаться от этого избытка – от желания сделать как можно больше в любви своей для ближнего своего – для того, для кого, возможно, в жизни не успел сделать всего того, что хотел бы сделать.

И поэтому милостью Божиею данную нам с вами возможность мы можем воплощать в храме Божием в дни поминовения усопших, но и не только в эти дни. Ведь каждый день совершается Божественная Литургия – Таинство, которому нет равного во Вселенной, которое выше всего, что может быть на земле. И в этом Таинстве есть место и молитве об усопших.

И потому, когда вы приходите в храм и подаете свои заказные записочки об упокоении, это не просто бумажка с именем – это ваша надежда и ваше доверие к Богу и Церкви, которая молится за ваше упование, за вашу надежду, за ваших усопших сродников и за ваших живых – за тех, кого вы просите, за кого вы переживаете, за кого бьется, болит и сострадает ваше сердце, молится Святая Церковь за Божественной Литургией.

И вот сегодня совершена и Божественная Литургия, и панихида об упокоении наших усопших отцов, братьев, сестер, детей, сродников, друзей, знаемых – всех тех, кто когда-то был с нами рядом, жил на этой земле, дышал с нами одним воздухом.

Когда-то и нам последовать за ними придется. И давайте постараемся, воспоминая наших усопших, сделать все, что для нас еще возможно, чтобы наша земная жизнь была добродетельной, по-христиански праведной, и чтобы, когда наступит момент нашего перехода в вечность, мы ожидали встречи с Богом с радостью, а не со страхом и безнадежностью.

Я желаю вам в этот день праведной жизни, праведной любви, заботы не только о себе – она пагубна и часто бесполезна - заботы о ближних: о живых и о мертвых. И чтобы ваша любовь была христианской, полноценной, целостной, которая несет в мир свет, радость, добро, взаимопомощь, сострадание и сочувствие.

И дай вам Бог, чтобы ваше христианство было живым и настоящим, чтобы вы никогда не оставляли Бога и всегда были с Ним во вся дни жизни вашей – и в этой земной, и в вечности.

Храни вас всех Господь!
 
Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)




 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье