Проповеди » 01 февраля 2015 г. Воскресная проповедь. Неделя о мытаре и фарисее

01 февраля 2015 г. Воскресная проповедь. Неделя о мытаре и фарисее

(Продолжительность 12:12)

Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю вас с воскресным днем. Всех, сподобившихся ныне быть причастниками Святых Тела и Крови Христовых, поздравляю с этим знаменательным событием и желаю вам сохранить эту благодать в своем сердце достойно.

Сегодня мы с вами в очередной раз начинаем размышлять о грядущем вскоре Великом посте, о Святой Четыредесятнице, и, как и полагается в предверии этого значимого для каждого православного человека времени, мы с вами по традиции воспоминаем определенные моменты, которые нам с вами в Евангелии сообщает Спаситель для того, чтобы мы правильно и полезно приуготовляли себя к этим святым дням.

Сегодня так называемая Неделя мытаря и фарисея. И сегодня за Божественной литургией мы в очередной раз услышали этот Евангельский отрывок (Лк.18,10-14), в котором повествуется о двух совершенно разных людях, которые пришли в храм Божий, чтобы вознести свои молитвы. Насколько они были разными, можно понять из того, каким совершенно различным образом они обращались к Богу.

Один из них, будучи фарисеем, человеком знатным, человеком состоятельным, который смело и дерзновенно прошел в самый центр храма и там молился особым образом, свойственном его устроению, взывая к Богу как человек достойный и говоря о себе, что он лучше иных, например, хотя бы того же стоящего вдали мытаря. Он же, мытарь, в свою очередь, стесняясь поднять глаза на Небо от осознания своих грехов, просил у Бога только лишь одного - чтобы Он «был милостив к нему грешному» (ср. Лк.18,13).

Для чего нам с вами необходима эта притча, которую мы постоянно вспоминаем не только в предверии Великого Поста, но и в принципе в нашей жизни? Почему святые отцы советуют нам сохранять в своем сердце вот это состояние мытаря и вот это молитвенное устроение его?

По-моему, здесь все очевидно. И даже человек не очень близкий к вере и к православию поймет, в чем здесь смысл, основной смысл этой притчи Христовой. Понятно, что мы с вами в конце этого повествования слышим как бы такое резюме, такой вот вывод, который каждый из нас должен усвоить.

И Господь говорит нам о том, что "каждый возносящийся смирится и каждый смиренный будет вознесен" (ср. Лк.18,14). Это говорится о том, что для нас с вами важно понимать, что такое вера христианская и что такое православное наше с вами вероисповедание.

Почему мы с вами называемся православными? Мы должны знать и чувствовать это сердцем. Мы с вами те, кто исповедует истинное знание, и каждый из нас должен быть его носителем. И одна из основных истин состоит именно в том, что без покаяния невозможно спасение души, невозможно ее обращение к Богу, невозможно воссоединение души с Ним. 

И поэтому сегодня основной акцент мы делаем все-таки не на фарисейском неправильном устроении, хотя, к сожалению, оно свойственно большинству из нас, и разбирать его, наверное, стоит более подробно лишь потому, что нам всячески нужно беречься от этой "фарисейской закваски" (Лк 12,1), как и предупреждает нас Господь: чтобы в нашем сердце не было этих проявлений - высокомерных, самовлюбленных, горделивых проявлений, которые чужды в принципе должны быть любому христианскому сердцу, любой христианской душе.

Но так ли на самом деле происходит в нашей жизни? Так ли правильно мы относимся к вере, к Церкви? Так ли верно мы идем дорогою спасения, как действительно заповедал нам Христос?

Если мы будем самокритичны и внимательны к своей жизни, к своему устроению, то мы с вами сможем увидеть то самое несовершенство, то самое неправильное устроение, которое часто мешает нам действительно правильно ступать по стопам Христовым.

То зерно зла - гордыня, которая в каждом из нас, к сожалению, живет и действует - этот образ и подобие сатаны в человеке, который может развиться до пределов, когда человеческая душа и человеческая личность еще при жизни перестает существовать - и не только для Бога, но даже для себя самого.

И вот когда мы понимаем, что в каждом из нас есть это зерно пагубное; когда мы слышим Священные слова Евангелия, предупреждающие нас об опасностях нашего нерадения и невнимательного отношения к тому, что имеется в нашей душе негативного - если мы будем невнимательными, мы рискуем быть погубленными сами собою, потому что мы с  вами находимся в Боге: Бог везде, повсюду, Он творит «идеже хощет» (Ин. 3, 8), и мы только лишь потому еще не с Ним до конца, что не смогли принять то, что Он нам предлагает. Не смогли, не справились со своей гордыней; не смогли соединиться с Ним, хотя иногда в прелести своей думаем, что мы как раз с Ним и пребываем.

И вот это фарисейское устроение самообмана, фарисейское горделивое устроение, которое возможно в нас для развития - мы должны пресечь на корне. Мы должны своей волей, своей верой, своим усилием не позволить, чтобы эта пагуба возрастала в нашей душе - никто не может извне прийти и изменить нашего естества. Никто не может прийти извне и каким-то чудесным образом нас с вами перекроить - только лишь собственные усилия, собственные понимания, собственное желание может дать человеку шанс измениться внутренне.

Покаяние - это перерождение ума, преображение его в принципе, изменение всей системы ценностей, в которой нет места ни самолюбию, ни саможалению, ни самооправданию, ни каким-то иным горделивым проявлениям.

Ценность покаяния состоит именно в том, что оно делает человека способным воспринять Бога через устроение, которое являет нам сегодня мытарь. Ведь понимать, что мы - грешники - не совсем достаточно. Конечно, необходимо. И с этим тоже бывают проблемы, потому что человеку кажется часто, что он не так плох, как на самом деле. Вот это саможаление и самооправдание мешает человеку понять, каков он на самом деле. И поэтому иногда человек, даже говоря о том, что он грешен, сам в это не очень верит.

Но что значит: понимать, что мы - грешники? Что значит исповедовать себя пред Богом человеком несовершенным? Это значит - быть реалистом на свой счет. Это значит - не сочинять про себя каких-то басен и сказок. Это значит - не бегать от знания реального твоего состояния внутри; искусственно не культивировать какие-то мнимые высоты, которых на самом деле нет, ни в коем случае не выдавать желаемое за действительное и не стремиться к тому, что не имеет духовной пользы.

Мытарь показывает нам, что его жизнь, какова бы она ни была, научила его главному - научила его правильному отношению к Богу: кроткому, смиренному, с надеждой и упованием на Его любовь и милосердие; научила его уметь признавать свои ошибки. Признавать для того, чтобы иметь силу и желание их исправлять; чтобы не топтаться на месте, просто говоря: "Господи, прости меня грешного".

Нужно идти дальше, дальше этого понимания. Но без этого состояния дороги ко Христу быть не может, потому что Он Сам - Своей жизнью, Своей проповедью, Своей смертью и Воскресением  явил главные добродетели, среди них и смирение, о котором сегодня мы читаем в этой притче Христовой.

Смирение - понятие тяжелое для человеческого рода не потому, что оно плохое, не потому, что оно неудобное, а потому что мы искажены настолько, что наша правда не соответствует Правде Божией и наше добро не соответствует пониманию Божественного Добра.

Вот почему и покаяние необходимо, чтобы внутренне преображаясь им, человек мог привести себя в согласие с Господом, в согласие с Его Божественными заповедями, с Его взглядом на мир, в согласие с Его Божественной Любовью.

Приближаясь к Великому посту, мы с вами невольно начинаем задумываться о том, насколько мы с вами далеки от того, какими мы должны быть как христиане. И поэтому сегодняшний Евангельский отрывок в очередной раз обращает нас вглубь себя, вглубь собственного сердца, вглубь собственной души для того хотя бы, чтобы научиться быть честными пред Богом - честными, никогда не лукавящими и никогда не лицемерящими пред Ним.

Давайте в эти несколько недель, которые нам предваряют Великий пост, Святую Четыредесятницу, постараемся приуготовить себя к тому, чтобы эти дни Великого поста действительно для нас стали не просто воздержанием от пищи, но хождением за Господом по стопам Его Священной проповеди, по стопам Его Святой Блаженной Жизни, которую Он нам дал для того, чтобы мы могли подражать Ему в своей.

Ведь это несложно, нужно всего лишь понять: в чем ценность и смысл нашего присутствия на земле и через покаяние, изменяя свои ценности, изменяя свое устроение, приобретать Его, Христа, правду; Его, Христа, Любовь и этим жить и утверждаться.

С праздником вас!

Храни вас всех Господь!     
 
Настоятель Храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)
  
   
 

 



 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье