Праздники и жития » Двунадесятые непереходящие » О тайне Благовещения и поклонении Кресту Христову

О тайне Благовещения и поклонении Кресту Христову

В Благовещении - все наши праздники. Все вырастает и расцветает из Благовещения. В нем - Рождество Христово: «Я возвещаю вам радость, которая будет всем людям». В нем - Крест и Воскресение и, наконец, Пятидесятница. Пречистая Дева, вся уже исполненная Духа Святого, как свидетельствует Ангел: «Радуйся, Благодатная», слышит благовестие: «Дух Святой найдет на Тебя». Это возвещение Пятидесятницы, ибо Церковь призвана с этого момента восходить от Пятидесятницы к Пятидесятнице, чтобы достигнуть обожения человека, успения, вознесения всего святого человечества.
 

Благовещение Пресвятой Богородице, Рождество Христово, Сретение, вход Господень в Иерусалим, Распятие, Воскресение Христово
Благовещение Пресвятой Богородице, Рождество Христово, Сретение, вход Господень в Иерусалим, Распятие, Воскресение Христово

В Благовещении Пресвятой Богородицы сокрыта тайна поклонения Кресту Христову, которое Церковь Христова приносит сегодня. Пречистая Дева принимает благую весть о рождении во плоти Превечного Слова, Дающего нам жизнь вечную: «Да будет Мне по глаголу Твоему». «Слово обманутой диаволом Евы, - говорит святой Иоанн Златоуст, - воздвигло древо, которым Адам был изгнан из рая. Слово Девы воздвигло древо Креста, которым разбойник - образ Адама - входит паки в рай».

Доныне ни один человек не знал Бога в полноте истины, ибо Бог может быть увиден только во Христе Искупителе. «Дай нам увидеть Твое лицо», - молится Псалмопевец. Тайна Благовещения открылась, когда Христос в Своей смерти явился Сыном Божиим. Бог явился более чем когда-либо непостижимым - в пасхальном лике Христа, покрытом бесчестием и славой. Он - Агнец, Который стоит и Агнец закланный, как свидетельствует Откровение о единой тайне всемогущества Христова Воскресения и предельной немощи Его смерти (Откр. 5, 6). Сила и немощь, всемирное владычество и абсолютное смирение действуют в Нем одновременно.

Смерть и жизнь - неразделимы в Пасхе Христовой и различаются только нашим духом. В Апокалипсисе Христос приходит как лев от Иуды, принося победу, и Он же - закланный Агнец. В Пасху мы воспоем: «Возбудил еси уснув мертвыя от века, царски рыкавый, яко от Иуды лев». Он - Пастырь бесчисленного стада, и Он - Агнец, меньший из всех в этом стаде, возвеличенный закланием.

Чтобы постигнуть величие Божие, наш дух должен устремляться в двух, по видимости противоположных, направлениях - в высоту и глубину, к тайне Благовещения и к тайне Крестной смерти Христовой. И это значит - туда, где всемогущество Божие, поставляющее Его бесконечно превыше всего творения и туда, где Его отказ утвердить Свою силу перед нами. Кто может дойти до конца этих двух пределов и привести их в единство? Невозможно истинно познать Бога, не увидев Его Духом Святым во Христе Распятом и Воскресшем, где Его бесконечная сила и есть Его абсолютное предание Себя ради нас на заклание.

Не существует Бога в немощи по образу человеческому - точно так же, как не существует в Нем силы по человеческим понятиям, ибо «немощное Божие сильнее человеков». Но, говоря человеческим языком о тайне Воплощения, Бог являет Себя одновременно в смирении смерти Христовой и во всемогуществе Его славы. Ибо Бог есть любовь, и Его всемогущество есть не что иное, как Его бесконечная любовь. Мы знаем, что подлинная любовь по отношению к любимому всегда смиренна и всегда жертвенна. Непостижимая тайна Божественного смирения и самоотдачи - явление Его в Благовещении и в схождении нашего ради спасения даже до ада. Это дар роду человеческому абсолютной чистоты, достояние превечной любви Отца, Сына и Святого Духа. И принятие этого дара за всех нас Божией Материю в Благовещении и в собственном Ее Успении - по дару Христа, во ад Сошедшего и с Собою вся Воскресившего.

И в вечности Христос пребудет в этом смирении и в этом величии, одновременно «Больший всех» и «Служащий всем». Поклонением Кресту и покаянием, завершив Великий пост, Церковь вступит в ликование Христовой победы. Господь заповедует нам, когда мы званы на пир, занимать последнее место - так, чтобы хозяин дома мог сказать: «Сядь повыше». В притче дается совет только о последнем месте, хотя на самом деле речь идет о первом. Но на пиру Царства Божия Христос навеки воссел на первое место, благодаря тому, что Он так занял последнее, что никто в мире не может восхитить это место, которое может занять один Бог. Ибо таково величие и слава Божия, такова Божественная сила, непохожая на представление о силе и славе среди людей. Таков наш Бог, Господь Иисус Христос, в предельной немощи предавший Себя за жизнь мира. И рядом с Ним - всегда Пресвятая Пречистая и Преблагословенная Богородица, больше всех Научившаяся смирению и любви Христовой. «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преукрашенна». Она за всех приняла дар Благовещения, чтобы для всех жизнь была Христос, и смерть - приобретение.

Протоиерей Александр Шаргунов
источник: Православие



 
РПЦ
Митрополия
Оптина
Закамье